cand_orel wrote in ru_kino

Category:

Кинематограф. Фильмы о войне

Точно это не жанр, скорее привязка ко времени или эпохе — фильмы о войне. 

https://i.pinimg.com/originals/45/7d/9b/457d9bb511cd9096d8b8900f8f62f4d8.jpg
https://i.pinimg.com/originals/45/7d/9b/457d9bb511cd9096d8b8900f8f62f4d8.jpg

Там внутри этого достаточно произвольного определения столько всего помещается. Само собой, и классические жанры кинематографа — трагедия, комедия, драма, боевик и прочее до бесконечности. Но всё-таки решительным образом надо отметить, особенно в нашем кинематографе — это ещё и взгляд и направление этого взгляда... 

Правда чуть по другому поводу запомнился школьный разговор о «военной» литературе — лейтенантской прозе конца 50-х — начала 60-х. Что этот писательский взгляд непосредственного участника событий действительно правдиво отражает драматизм тех событий. Да для меня это так — прекрасные в своём большинстве произведения, воплощенные потом и на экране.

http://library.mstu.edu.ru/news/files/20200213_1524-1.gif
http://library.mstu.edu.ru/news/files/20200213_1524-1.gif

Всё это правильно, но не исчерпывает всего многообразия и многоплановости кинематографических произведений и, главное, наших желаний смотреть их. 

Потому что, со временем, с течением времени меняется взгляд на события тех лет и восприятие самой эпохи; текущее время отражается в исторических картинах — так они отличаются друг от друга фильмы 40-х, 50-х, 60-х, 70-х...

И, вот знаете, по-моему, самые жизнерадостные фильмы — фильмы как раз военной и послевоенной поры.


Парень из нашего города (1942)

Провинциальный паренек, выучившийся на танкиста, повоевал и в Испании, сбежав из плена; пересекается уже на отечественной войне с теми же противниками, но с новыми навыками и новыми подвигами.


Два бойца (1943)

Два бойца из разных концов страны с разными характерами и отношением к жизни, подружились на фронте. В увольнении, конечно, не очень красиво получилось, что один приударяет за девушкой другого; но вообще критично для дружбы — изложить в юмористическом стиле всю эту историю товарищам, даже в целях поднятия их настроения и духа после тяжелого боя. Но боевая дружба — есть дружба; сам погибай, а товарища выручай.


Небесный тихоход (1945)

Летчик Булочкин после ранения назначен руководить женским коллективом летчиц легкой авиации ночных бомбардировщиков, которые выполняют не менее героические налеты на врага, чем сам Булочкин в свою прошлую боевую бытность. Интрига усугубляется тем, что Булочкин и его друзья-соратники отложили дела амурные до окончания войны; а тут в таком окружении — как устоять?!


Повесть о настоящем человеке (1948)

Сбитый в воздушном бою Алексей Мересьев остается в живых в зимнем лесу после крушения самолета и встречи с медведем, с покалеченными ногами. Ему удается практически доползти до партизан и спастись, спустя 18 дней после катастрофы. В госпитале он лишается ног, но обретает друзей, внушивших ему оптимизм и пробудивших силу духа. Он заново учится ходить на протезах и ставит целью снова летать, для чего усиленно занимается физическими упражнениями. В итоге он убеждает врачей вернуться на фронт, где доказывает своё мастерство и совершает подвиги.

Так вот, что сказать про эти фильмы с культурно-исторической и мировоззренчески-идеологической точки зрения, которые периодически критикуются с позиций сегодняшнего дня. 

Во-первых, современники и участники тех событий имеют наибольшее право выражать свой взгляд на то время, во всяком случае мы точно не вправе его опровергать.

Во-вторых, не исключая идеологической подоплеки, всё-таки надо сказать, что страна и народ нуждались в положительном образе героя и оптимистичном взгляде на жизнь; всё это было востребовано зрителем, помогало жить и выживать.

В-третьих, героизм, вплоть до документальности, в жизни и на войне был, да —  за победу и победы заплачено высокой ценой, которая зачастую в тех фильмах не показана, но эту цену тогда все знали и не требовали доказательств с экрана.

Это было достойное кино побеждавшей и победившей страны; с нашим нынешним кино мы, похоже, побеждать не собираемся при всех его потугах на документальную честность.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded