jack_kipling (jack_kipling) wrote in ru_kino,
jack_kipling
jack_kipling
ru_kino

Category:

МЕТЕЛЬ ДУШ // ДУШИ В СНЕЖНОМ ВИХРЕ // THE RIFLEMAN // DVESELU PUTENIS (2019)



"Ношалт"? Он сказал "ношалт"?! "Ношалт"?!. Что такое "ношалт"?!...

Кино с первым минут заставившее пожалеть, что не смотришь его в кинотеатре. И дело не в масштабности и спеэффектах, а именно особой душевности и атмосферности, даже уюта, характерного для кинематографа прибалтийских стран. При том, что сложность стояла неимоверная - снять с очень ограниченным, да еще  и поступающим небольшими грантами бюджете батальное историческое кино по национальной многостраничной эпопее (увы так и не переведенной на русский).

История латышских стрелков через судьбу простого крестьянского паренька Артураса, за четыре года изрядно хлебнувшего окопной грязи Первой Мировой и мерзостей Гражданской войн. В 1915 году на прифронтовой хутор в отсутствии хозяина и старшего сына, отравленного в школу прапорщиков, набегает немецкий пикет, с целью разведки и захвата языка. Спрятанный матерью, шестнадцатилетний паренек, становится свидетелем ее случайной гибели от запаниковавших  солдат. Выбора не остается - Артурас вместе с отцом (брутальный и харизматичный Мартиньш Вилсонс выглядит лет на 20 моложе своего возраста) уходят в Ригу и вступают в полк латышских стрелков, к которым вскоре присоединяется и старший брат, свежеиспеченный прапорщик.
Отныне впереди бои в леса и болотах, снегах и туманах с заклятыми врагами - немцами. Радеющим за русофобию будет обидно, так как русские мелькают на далеком десятом плане и вся ледяная латышская ненависть направлена именно на германца. Неважно бить его под имперским, красным или красно-белым знаменем, но бить всегда.

Радует, что имея нищенский, буквально бутербродно-кофейный бюджет, фильм делали люди с любовью к своему делу. Поэтому если нельзя делать с размахом тогда сделаем с любовью к деталям, точно и выверено. Давно не видел реально показанных траншей того времени - реально тесных как щели, где и одному человеку не развернуться. Первый артобстрел - лопнувшие барабанные перепонки, первый бой с переходом в штыковую в немецких окопах, где перепуганные новобранцы никак не может заставить себя бить штыком и прикладом - ночью в блиндаже выжившие стрелки стонут во сне от кошмаров.
Реалистично показано ранение героя сзади в плечо, не просто сквозное, а конкретно плохой случай - пуля помимо плеча прошивает горло и щеку, проходя в сантиметре от артерии. Перевязка со специальным железным каркасом фиксирующая шею и челюсть - пять балов, как впрочем и грим ранений и эпизоды в госпитале. Всего пара минут показанной газовой атаки, а подмечаешь правдоодобность моделей первых противогазов того времени, брезентовых с тесемками.
Надо сделать эмоциональные сцены, например,  с идиллией предвоенной жизни с матерью, или силу отцовской любви и смятения выражающейся в переноске истекающего кровью младшего сына и тщетной попыткой напоить того молоком вытекающим из простреленного горла, или недолгой пасторали Артураса с любимой девушкой - потрясающая музыка и операторская работа со светом и цветом создает все нужные оттенки и различия. И понимаешь, что фильм делали не для заклепочников, а именно для широкой публики без упора на примитивные штампы.

Самый удачный вариант трейлера.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment