basilius3 (basilius3) wrote in ru_kino,
basilius3
basilius3
ru_kino

Category:

Об Олеге Ивановиче Борисове

Оригинал взят у basilius3 в Об Олеге Ивановиче Борисове
"Гениальную читаю книгу: о всякой символической философии. Прочитать всю, а главное, понять ее уже не удастся – тут никакой жизни не хватит. Нашел в ней любопытную теорию чисел. 4 – представляет невежественного человека, 2 – интеллектуального, а 3 – духовного. Эти три числа вместе составляют 9. Это и есть число человека." О.И. Борисов
image

Олег Борисов всю жизнь прожил с именем Альберт в паспорте. Дома родители его называли Алик, а все сокурсники — Олег.
Из дневника О. Борисова:"У меня ощущение, что еще в утробе матери я начал браниться. "Не хочу на эту землю, ну ее… вообще погоди рожать, мать», – кричал я ей из живота, лягаясь ногами. Она, говорит, что-то слышала, да ничего не поняла.
В это время гостил в Москве бельгийский принц Альберт. Все, как положено, с официальным визитом – красивый, некривоногий. Мать возьми да назови меня в его честь. (И чего ей взбрело…) Я потом долго искал его следы – побывал в Лондоне, постоял у Альберт-холла, в библиотеке отца книгу прочитал о каком-то Альберте фон Большадте, учителе Фомы Аквинского.
Но все окончательно перепуталось в тот день, когда родители забирали меня из роддома. Принесли домой – бац! а там девчонка! Как же так, мать точно знает, что родила парня! Подсунули! Она обратно в роддом, объясняет: так-то и так, мол, где же ваша пролетарская совесть, товарищи? Отдайте мне назад сына. Они: ничего не знаем, надо было раньше думать. Она объясняет по новой: у него на лбу такая зеленочка, но там же тоже не дураки сидят – у всех зеленочка! Она им метрики разные, бутылку принесла, кое-как упросила – отдали ей парня, но чтобы назад уже не приносила – не примут! Вот она до конца и не уверена: я это или не я. Развернула меня, плачет. Я ее успокаиваю: "Не горюй, мамка, как-нибудь проживем. Конечно, хотелось как лучше, но обмануть не вышло! Кому-то другому подфартило, может, та девчонка, которая вместо меня в пеленках лежала, уже в Бельгию умахнула. За принцем".
image
Все это приключилось в 29-м. На всем моем поколении эта печать: при родах перепутали! Но уж коль родились, выхода нет, надо жить… Тут как раз и всеобщая коллективизация подоспела. Бабуся корову с кем-то делит, отца директором назначают сельхозтехникума. Но для меня все их собрания – скучища, я скорей – на войну!"
В годы войны его отец Иван Степанович был начальником санитарного поезда, перенес контузию и много болел в послевоенное время. Сам Олег Борисов в годы войны работал трактористом, на сенокосилке.
Из дневника: "Тысяча девятьсот сорок седьмой год. Всего два года после войны. Не сладкая жизнь. Жизнь впроголодь: конец карточной системы. Но вспоминается другое...
... Лето в Подмосковье. Я кончил девятый класс. Гоняю с мальчишками в футбол. Помню - присел как-то не скамейку отдышаться, вижу - книжка рядом со спортивными бутсами. На обложке: "К.Е. Антарова. Беседы К.С. Станиславского". Не с нее ли все началось? Потом появился ее владелец - Леша Покровский, студент Школы-студии МХАТ.
... Гуляем с Лешей по парку. Он, по праву старшего, уже студента, расспрашивает: что умею, о чем думаю? Посоветовал на экзамене читать А. Пушкина...
Подал заявление в Студию. Читал "Сказку о золотом петушке", как и обговаривали...
image
Тысяча девятьсот сорок седьмой год. Мой первый год в Студии. И - год ее первого выпуска. Как мы завидовали им! Какие они были красивые, молодые. Они будут артистами МХАТа! Будут играть с Качаловым, Книппер-Чеховой!
А Книппер-Чехова через четыре года подписала и мой диплом. Храню его среди самых дорогих мне памятных вещей.
image
Держали нас в строгости. Наш мастер Г.А. Герасимов терпеливо сдирал с нас наносное, неживое и добивался, чтобы мы делали все без лжи, без фальши, независимо от того, посетит нас вдохновение или нет. Мы знали четко: надо идти от предлагаемых обстоятельств. Это был закон.
Студия готовила смену для театра. Для этого и создал ее Немирович-Данченко. Мы знали и гордились этим. И трепетали. Там, через переход, соединяющий Студию и театр, была святыня, куда нам предстояло войти. Мы стремились туда. Стремились и проникали. Подглядывали репетиции, которые веди Кедров и Ливанов. Мы не пропускали и спектаклей театра, смотрели все подряд, сидя на ступеньках бельэтажа. Билетеры знали нас и не выгоняли. Когда первый раз смотрел в театре "Трех сестер", уехал домой не в ту сторону: так был потрясен. Не забуду "Трех сестер", шедших в день панихиды и похорон Б. Дбронравова. Мы приехали на спектакль с кладбища. На кладбище мы еще держались, но когда в четвертом акте заиграл марш и прозвучала реплика: "Наши уходят", мы рыдали.
image
"Наши" - это ощущение кровной связи с театром я, пожалуй, протащил через всю жизнь. Были другие театры. Что-то удалось, что-то, наверное, не получилось. Но внутренняя моя приверженность Художественному театру, заложенная в Студии, всегда жила во мне. И я, думаю, во всех, кто учился в Студии в одни годы со мной."
image
После окончания Студии О. Борисов попадает в киевский театр имени Леси Украинки.
Из дневника:"Я не вправе сетовать на свою театральную судьбу. За 12 лет работы в Театре имени Леси Украинки мне довелось сыграть много интересных ролей, в том числе комедийных. И это хорошо: актер должен быть готов, должен уметь сыграть все, что предложит режиссер. В том же театре у меня были интересные и некомедийные роли — Петр в "Последних" Максима Горького, Часовников в "Океане" Александра Штейна, играл я и в розовских пьесах "В добрый час" и в "Поисках радости".
image
А потом — ленинградский БДТ, где я встретился с другими театральными принципами, с другой режиссерской школой, с новыми прекрасными ролями, ни одна из которых не была похожа на другую, за что я несказанно благодарен Георгию Александровичу Товстоногову".
Из дневника:"У меня ведь с кино отношения были натянутые. Дебют – у М. Донского, в экранизации горьковской "Матери". Роль называлась: лудильщик-паяльщик, но предыстория у этой роли замечательная. Одна женщина-режиссер пригласила сниматься в фильме "Концерт". Собственно, роли никакой, почти как групповка – сидеть в зале и выразительно слушать. Нас приодели, приукрасили (над моим гримом трудились дольше всех), посадили в ложу. Съемка затягивается, эта женщина-режиссер долго смотрит в сторону ложи, нервно покуривает. Потом подходит ее ассистент и, ничего не объясняя, просит меня одного пересесть в задние ряды. После съемки передо мной вежливо извиняются и дают совет на будущее: "Понимаете, нам кажется, что в кино вы сниматься никогда не сможете. Это ошибка нашего ассистента по актерам. У вас лицо какое-то нетипичное. Если будут в кино звать – лучше сразу отказывайтесь, потому что потом, после проб, все равно не утвердят". Но Марк Донской утвердил – и первая роль все-таки состоялась."
image
Из дневника: "Мы деремся настоящим оружием – мечами с длинными клинками и кинжалами. В БДТ, в реквизиторском цехе, большой запас холодного оружия – еще со времен революции. Несколько раз клинки у нас ломались и летели в зал.
У Стржельчика есть коронный кувырок назад – он сам его предложил. Во время кувырка из его уст вырывается короткое междометие – как будто я подсекаю его в воздухе. Но в последнее время он стал к своему кульбиту прислушиваться. Спрашивает: «Тебе не показалось, что во время переворота довольно-таки странный треск раздается? Ты ничего не слышал?» Я делаю непроницаемое лицо: «Нет, Владик, треска никакого не было – тебе показалось…» Тем не менее он иногда стал меня предупреждать – сегодня кувырка не будет. По состоянию здоровья.
"Генрих"– первая моя серьезная удача в БДТ. "
image
"Я знаю еще, что одна из глав в "Бесах", посвященная Николаю Всеволодовичу Ставрогину, называется "Принц Гарри". Это сравнение с шекспировским принцем исходит от Степана Трофимовича Верховенского, он уверял мать Ставрогина, что это «только первые, буйные порывы слишком богатой организации, что море уляжется и что все это похоже на юность принца Гарри, кутившего с Фальстафом… Варвара Петровна… очень прислушалась, велела растолковать себе подробнее, сама взяла Шекспира и с чрезвычайным вниманием прочла бессмертную хронику. Но хроника ее не успокоила, да и сходства она не так много нашла".
Во всех случаях актер работает адвокатом, и его задача очистить любой образ от исторических штампов, пыли. И заодно прекратить довольствоваться тем, что короля играет свита."
image
Спектакль "Выпьем за Колумба!"
image
Из дневника: "Я играл изобретателя Бурлакова с признаками мании величия. Этот Флеминг, как он себя называл, работал над биологическими стимуляторами роста и изобрел препарат: от одного укола в нос у человека мог вырасти хобот. Это он так шутил. Тенякова играла не то уборщицу, не то дебилку – сейчас уж не помню. Смешно играла – с такими низами, каких я у моих партнерш не слыхал. На ней Бурлаков и испробовал препарат. На наших глазах должно было произойти превращение в Клеопатру – не меньше. Товстоногов на этот случай привез из-за границы новейшую мигающую лампу, чтобы устроить светопреставление. Очень этим гордясь.
image
По идее она здесь должна появляться голая! Как вам эта идея?" – обращался он к нам с Аксеновым. Несмотря на то, что мы его решительно поддержали, Наташа все-таки выходила в комбинезоне. Георгий Александрович любил из своей ложи наблюдать за этой сценой, а у меня еще не один раз спросил: "Как вы думаете, Олег, сколько у нее октав?.. Вы когда-нибудь видели у женщины столько секса в трахее?"
image
А потом был "Гиперболоид инженера Гарина", я помню этот фильм, смотрел его в детстве, тогда он был на уровне "Звёздных воин" и ощущения от просмотра были очень сильные. Роль Олега Борисова запоминалась!
image

image
Из дневника (1974г.): "Играю старика. Роль хорошая, чистая (грязная только голова, ее перед каждым спектаклем нужно красить) и существует как-то сама по себе. После Коня, моего киевского дебюта, не играл ничего похожего. Конечно, в этой пьесе, вампиловском "Чулимске", есть фигура поинтересней. Это – следователь Шаманов. Вел дело какого-то "сынка", захотел посадить. Посадить не дали. Шаманов настаивал на суде, но его скрутили. Уехал в глушь, в этот самый Чулимск, и все время мечтает о пенсии. Мне передали – очевидно, целенаправленно – реплику из товстоноговского кабинета. Дескать, Шаманова – роль, которую дали Лаврову, – мог бы сыграть Борисов, мог бы… и Г.А. это понимает. Но тогда бы пьеса стала непроходимой."
image
Из дневника: "Фрумин снимает хорошо, особенно антураж школы. Как будто скрытой камерой. У Саввиной роль замечательная, особенно сцена, когда школьники покупают цветы для какого-то мероприятия, а она их блюдет. Все по нескольку раз этот дубль бегали смотреть.Перерыл у Юры целую гору шахматной литературы и нашел то, что мне нужно для сцены с Кошониным. А нужна была очень умная шахматная книга. Выбор пал на "Психологию шахматного творчества" Крогиуса. Кстати, фильм называется "Дневник директора школы". (Дневник!!) Значит, мой Свешников и я сам теперь "ни дня без строчки". Надолго ли нас хватит? Неплохой получается образ – не романтический. То, что сразу приходило в голову, – учитель с несложившейся судьбой, мог бы достигнуть каких-то высот, если бы не пошел в школу, если бы рано не женился, то есть некий мелодраматический налет, – ничего этого нет. Свешников предан своему делу, только и всего! Для себя ничего не возьмет и такими же хочет воспитать детей. А дома под боком сын растет тунеядцем."
image
Из дневника про фильм "Женитьба": " В кино главное – история. Не разговоры вокруг нее, а чей-нибудь "роман жизни", как придумал когда-то Товстоногов. Что известно о Кочкареве? Что за птица? Скороговорка, привычная хлопотливость – так всегда играли. Все женихи, невеста – в замедленном темпе, как будто их Векслер снимал на другой скорости. Но отчего я – на убыстренной? Чего я добиваюсь? Может, во мне-то все дело – не в Подколесине и не в Агафье Тихоновне?
image
Но Подколесин тоже должен хотеть, чего-то хотеть. Из кожи лезть. Если и не жениться, то по крайней мере произвести хоть впечатление жениха. А что же все-таки Кочкарев? "Жена моя беспрестанно говорит о том…" Значит, есть жена. А может, и врет… Хотя с какой стати ему врать?.. Хорошо сняли начало фильма.
Вышел из Гостиного, холодно, увязался за бабой. Стал преследовать, даже извозчика нанял. Потом потерял ее в подворотнях. После такого начала хорошо бы не упустить его из виду: что дома, какая жена? Это важно знать. У них с ней наверняка скандал выйдет, настроение паршивое и со скуки – к Подколесину! Видит, вокруг него вьется сваха… И что? Зачем ему понадобилось ее отвадить? Из ревности? Но к кому? А что, если Агафья Тихоновна ему нужна не для того, чтобы женить Подколесина? А что, если… К.П. Хохлов учил меня: "Не бойся задавать глупые вопросы. Глупые, еще глупей!" Я и не боюсь. Только жаль, что такого персонажа – "жена Кочкарева" – ни в пьесе, ни в сценарии нет."
После был фильм "Остановился поезд".
image
Из дневника (1982г.): "В сценарии А. Миндадзе замечательный портрет народа. Мне долго не попадался материал, в котором можно было бы выразить к нему отношение. Точнее, к его физиогномии.
Что такое физиогномия вообще? Наверное, отражение процессов, происходящих внутри. Рано или поздно они выходят на поверхность лица. Как угри, родимые пятна.
Еще в Школе-Студии предлагалось такое упражнение на воображение: по лицам прохожих, пассажиров прочтите биографию или представьте будущее некоего заинтересовавшего вас человека. Сколько пробегало лиц – на улицах, в поездах открытых, осмысленных, демонических, любопытствующих! Еще не было того, что Гегель называл "серое по серому". (Я это выражение впервые услышал от Лобановского.) Некоторые лица ускользали от твоего взгляда, некоторые улыбались в ответ. Я возвращался с лекций, на которых нас просвещали, как великие греки понимали красоту. "Благостная тирания!"– говорил кто-то из мыслителей."
image
В том же году Борисов сыграл Джона Сильвера, на мой взгляд весь фильм держится на нём. И каждый, кто смотрел "Остров сокровищ" уверен назовёт Борисова одним из лучшим в этом фильме. Почему то считается, что Стивенсон писал это для детей.
image
"Я люблю рассказывать о Борисове студентам. О том, как он всегда был готов к роли, о том, что его экземпляр сценария был весь испещрен только ему понятными иероглифами. В "Параде планет" Борисову досталась роль без слов. И я не знаю другого артиста, который бы молчал столь выразительно. Многие вспоминают о его трудном характере. Конечно, он был чрезвычайно требователен не только к себе, но и другим. Но Борисов был настолько воспитан, что негативные чувства держал при себе." В. Абдрашитов

"Мне бесконечно интересен был артист Олег Борисов в недавнем мхатовском спектакле "Дядя Ваня" прежде всего потому, что он не обозначал на своем лице приближающуюся мысль. Но когда эта мысль рождалась, я понимал все естественную закономерность ее неожиданного рождения. Олег Борисов был одновременно близок, понятен мне, и вместе с тем на протяжении всего спектакля оставался загадкой." М. Захаров
image
Из дневника о фильме "Слуга" (1988г.):

"Хорошая была съемка у Абдрашитова. Снимали предпоследнюю сцену, как Вельзевул, то есть я, сделав все дела, улетает – естественно, внутренне. Абдрашитов попросил расплакаться, а у меня с утра не получалось. Потом уже включил все… и пошло. Тонкие у него вещи, очень приятно делать. Складывается неожиданный образ: белый дьявол, теоретик, даже идеалист. Вот и музыку любит, импровизирует за пианино, а футбольная команда пляшет "под его дудку". Мне показалось, тут перебор. Но Вадим настаивает: "Он ведь человек – Гудионов, и ничто человеческое… Только если приглядеться, вместо ног у него – копытца…"

из дневника о спектакле "Павел I" (1989г.):
"В оцепенении ждут Павла Петровича Романова. Он входит и сначала останавливается в дверях. Потом по очереди подходит к императрице, сыну Александру, графу фон дер Палену. Испытующе разглядывает каждого. Они как воды в рот… от испуга и растерянности. В глазах Марии Федоровны – обида, непонимание; Александра – трусость; Палена – двуликость, затаенная измена. Оглядев их, возвращается к двери и, обернувшись, высовывает язык. Весь, до корня. От чего бедная императрица шлепается в обморок… Язык – как знак грядущей беды, как предупреждение. Когда будут бальзамировать изуродованное тело государя и спешить выставить его перед народом – помешает язык. Лейб-медик будет бить тревогу: "…что с языком делать? Высунулся, распух, никак в рот не всунешь – придется отрезать…" Вот ведь, погулял, наверное, по Петербургу! Как нос майора Ковалева…"
image
"6 января 1994 года перед нашим отъездом на гастроли в Париж мы прогнали весь "Вишневый сад" даже со зрителями, как всегда, ничего не засняли и только успели попрощаться. "До встречи в Париже, Олег!" - "До встречи, до встречи…если Бог даст" - прибавил Борисов. Не дал Бог и не играл он премьеру в Париже. Спектакль был сыгран без него, но посвящен ему – любимому артисту, другу и участнику этой работы." Л. Додин
image
"Последняя роль Борисова, которой я был свидетелем – это Фирс в чеховском "Вишневом саде" в додинском Малом Драматическом театре. Премьера должна была быть в Париже через месяц. Но за этот месяц Олега Ивановича не стало. К сожалению, это ошеломляющее исполнение роли Фирса Борисовым практически никто не видел, кроме работавших над спектаклем. Он играл роль знаменитого русского слуги как мудреца доброты и преданности. Сцена смерти – это что-то запредельное и вместе с тем игралась она страшно просто, обыденно: человек сделал все в этом мире, поэтому уходит из него. Его никто не забывал – он просто завершил путь – неужели так можно умирать – это что-то из других измерений. Более сильного потрясения от театра я не испытывал за сорок лет работы в нем." Э. Кочергин
image
А закончу я, да даже и не я, наверное этот пост так, из дневника Олега Ивановича, Вечная Память!
"Умер Товстоногов...
Это случилось вчера. Как говорят англичане, присоединился к большинству. Не просто к большинству, но лучшему. Теперь он в том мире, где живет Достоевский, Горький. Только те – много этажей выше. (Особенно Ф.М. – он где-то на самой вершине.) "Идиот" и "Мещане" были мои любимые спектакли, и я счастлив, что в них играл – хоть и не на первых ролях. Я учился тогда…
Знатоки говорят, что в том мире человек должен освоиться. Что это трудно ему дается. Но у людей духовных, готовых к духовной жизни, на это уходит немного времени. Товстоногов сразу отправится в библиотеку, где собрано все, что Шекспир, скажем, написал после "Бури" – за эти без малого четыре столетия. Что это за литература, можем ли мы представить? Едва ли… Персонажи в ней будут не Генрих V, принц Уэльский, не Фальстаф, а неведомые нам боги, атланты… В детстве, когда мы изучали мифы, мы что-то о них знали… но потом выбросили из головы. Когда сидишь в их читальном зале, – я так это себе представляю, – слышатся звуки, доносящиеся из их филармонии. Только в ней не тысяча мест, не две… У Г.А. скоро будет возможность послушать новый реквием Моцарта. И убедиться, что его Моцарт (из спектакля "Амадей") был поверхностный, сделанный с далеко не безупречным вкусом. Впрочем, сам Моцарт за это не в обиде… Среди слушателей есть, конечно, и Сальери. Нам эту музыку пока не дано услышать.
Со смертью человека с ним происходят самые обыкновенные вещи. Он перестает принадлежать своим близким, своему кругу. Кто-то имел к нему доступ – к его кабинету, к его кухне, – кто-то мечтал иметь, но так и не выслужился. Теперь все изменилось. Я могу говорить с ним наравне с теми, кто раньше бы этому помешал. И я скажу ему, что это был самый значительный период в моей жизни – те девятнадцать лет. И самый мучительный. Вот такой парадокс. Но мучения всегда забывались, когда я шел к нему на репетицию. Он очень любил и наше ремесло, и нас самих. Он исповедовал актерский театр, театр личностей. Мы имели счастье создавать вместе с ним.
Теперь помечтаем. Через некоторое время он пригласит меня на какую-нибудь роль. Возможно… В свой новый театр. Скажет: "Олег… тут близятся торжества Диониса. Я Луспекаева на эту роль… правда, хорошо? Сюжет простой: Дионис встречает Ариадну, покинутую Тезеем. Жаль, Доронину пригласить пока не могу… А вы какого-нибудь сатира сыграть согласитесь? Первого в свите? Он бородатый такой, шерстью покрыт…"
Я соглашусь, Георгий Александрович. Ведь мне надо будет, как и всем, все начинать сначала."...
image
фото взяты с сайта http://www.borisovborisov.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments