Фильм насквозь метафоричный и остросоциальный. Только отчего-то, когда голливудцы начинают остросоциально метафоризировать, выходит какой-то тупизм. Незамысловатые комиксы получаются у них гораздо органичнее.
Режиссер Нил Бломкамп – гастарбайтер из ЮАР, и видимо потому проблемы мигрантов его волнуют более других.
Общая начальная идея безусловно понравится всем ненавистникам мигрантов: в этом фантастическом мире все сливки общества проживают на космической станции под названием Элизиум – этакой метафорической Америке, куда мечтают попасть все люди (впрочем, нам наверное удобнее ассоциировать Элизиум с Москвой). А все гастарбайтеры, усердно вкалывающие за глоток воды на благо элиты общества, глаза этой элите отнюдь не мозолят, поскольку вкалывают удаленно, на Земле. Чтобы американцам метафора была понятнее, все гастарбайтеры, включая Мэтта Деймона, в разговорах периодически соскакивают на испанский язык. Гастарбайтеров-землян жестко держат в узде бездушные роботы с Элизиума: стоит только Мэтту Деймону неловко пошутить, как робот немедленно ломает ему руку. Полагаю, в этом месте зрители должны были исполниться ненависти к проклятым эксплуататорам, и посочувствовать несчастным мексиканским гастарбайтерам. Но сомневаюсь, что режиссер этой цели достиг. Судя по реакции американцев на собянинские концлагеря, многие из них разделяют политику нулевой терпимости к мигрантам, и считают, что их надо держать в ежовых рукавицах.
Недаром Элизий по мифологии – прибежище блаженных людей. Жители станции "Элизиум" – натурально блаженные. С одной стороны, они решительно против, чтобы чернь с Земли марала своими грязными лапами их Елисейские полянки. С другой – они настроены толерантно до маразма, и расстреливать мигрантов на подлете не хотят. По этой причине Элизиум не оборудован ни зенитными комплексами, ни противоракетными лазерными пушками, и даже пара истребителей не курсирует вокруг станции, чтобы отстреливать нелегалов. И нелегалы этим нелегально пользуются: совершенно непринужденно пачками прилетают на Элизиум, и давай себя лечить. А Джоди Фостеру – которая играет тут истинную арийку, фашиствующую министершу по борьбе с мигрантами – приходится изгаляться, и расстреливать корабли с чернью при помощи полуофициального агента (!) с Земли (!!) вопреки распоряжению президента Элизиума!!!
Видимо, все силы разума режиссера ушли на создание метафор про мигрантов, потому что сюжет отличается неистовой тупизной.
Все начинается из-за того, что Мэтт Деймон, который работает на заводе по производству роботов (да-да, в этом фильме тупые гастарбайтеры сами производят средства своего угнетения), получает смертельную дозу радиации. Случается это так: по техпроцессу роботов зачем-то надо облучить, и Мэтт Деймон нажимает кнопку автоматической двери облучательной камеры, чтобы ее закрыть. Но дверь заклинивает, и мастер приказывает Деймону зайти внутрь камеры, чтобы ее разблокировать. Конечно, ни мастер, ни сам Мэтт не догадываются, что как только дверь будет разблокирована, она тут же закроется, и начнется процесс облучения.
Тем временем фошыстка Джоди Фостер хочет нетолерантно сместить пакистанолицего президента Элизиума, и с этой целью приказывает начальнику завода, на котором вкалывает Мэтт, запустить программу перезагрузки Элизиума. Видимо, у них там президенты меняются программно. Почему-то программа хранится на Земле, и начальнику завода приходится слетать туда, чтобы залить ее себе в мозг, причем при заливке он выбирает в настройках, чтобы запуск программы приводил к смерти носителя. Вероятно, он хотел самоубиться, после такого внезапного переворота.
Дальше происходит много всяческого тупизма:
- Мэтт Деймон легко из АКМ сбивает корабль начальника завода (странно, что тупые гастарбайтеры до сих пор не поубивали всех прилетающих на Землю миллиардеров) и закачивает программу перезагрузки себе в мозг (особенно мне понравилось, что компьютер к голове Мэтта Деймона приворачивали пятисантиметровыми винтами. Впрочем, чему тут удивляться – это ж кость!);
- местный контрабандист по имени Паук смотрит на зашифрованные коды программы и тут же, как Нео в Матрице, понимает ее назначение;
- тупые наемники, которых Джоди Фостер послала ловить Мэтта, не могут тупо довезти его до Элизиума и разбивают корабль;
- Джоди Фостер разгуливает всюду без охраны, и ее тупой наемник легко ее убивает, чтобы – бга-га-га – самому править Элизиумом;
- и, апофеоз: Паук запускает программу перезагрузки с ключом "*Сделать всех землян гражданами
Но пусть это даже просто метафора - тогда я ее не понял совсем. Ну вот, предположим, всем гастарбайтерам единовременно выдали грин-кард, и что? Америка, по его мнению, должна будет автоматически сразу же заслать в Мексику и в ЮАР легионы своих врачей, чтобы лечить всех несчастных? Реальный Элизиум скорее зашлет к гастарбайтерам легионы солдат – и это будет выглядеть разумнее, чем показанное в фильме.
Снято в целом неплохо, только оператор во время драк отчего-то начинал нервничать, и камера принималась трястись. Возможно, он боялся, что Мэтт Деймон и ему вломит. Я бы на месте Мэтта Деймона, увидев, как трясется отснятая картинка, вломил непременно.
В общем, проблемы понаехавшего из ЮАР в Америку режиссера понятны: там нищета, разруха, а в райской Америке к понаехавшим относятся, как к тупому быдлу второго сорта. И хочется одним нажатием кнопки все изменить. И чтоб бездушные военные роботы Элизиума не прилетали бы на родину гастарбайтеров с грузом демократии, а внезапно принялись всех понаехавших защищать, в том числе от зажравшихся элизийцев. А то, что гастарбайтеры живут в помойке, и не могут даже срач вокруг себя убрать – так это они не виноваты. И что воруют с детства – это не они такие, это жизнь такая.
Режиссера Нила Бломкампа регулярно хвалят за реалистичность. Но если б он действительно был реалистичным, то он бы показал после титров такую картину: вылечившиеся земляне, ставшие полноправными гражданами Элизиума, с телками и бухлом массово летят на Элизиум. И там под охраной роботов начинают оперативно захватывать и загаживать зеленые лужайки. И в конце две картинки: загаженный Лос-Анджелес, как в начале фильма, и в точности такой же загаженный Элизиум. Полное торжество всеобщего равенства.