?

Log in

No account? Create an account
RU_KINO
Кино - видимые удовольствия
Виктор Живолуб и русский фронтир. 
6th-Aug-2007 04:30 pm
barahlo
11,41 КБ
Классик российского кинематографа Виктор Живолуб родился 21 ноября 1932 года и пришел в кинематограф в начале 70х годов прошлого века. В историю российского кино Виктор Николаевич несомненно войдет как режиссер, давший новое прочтение темы русского фронтира. Неслучайно начало работы Живолуба в кино совпало с выходом на экраны фильма американского режиссера Пенна «Маленький Большой Человек». Этот фильм по праву считается переломным в истории вестерна, привносящим в жанр психологизм, отсутствоваший у картонных персонажей Джона Уэйна и ему подобных. Но если Пенн после своего шедевра вступил в пору затянувшегося творческого кризиса, то Виктору Живолубу его новая психологическая трактовка темы фронтира напротив, приносила одну творческую удачу за другой. Его фильмы, складывающиеся в пенталогию, показывают нам не событийную канву, как классика советского фронтира «Тринадцать» Михаила Ромма или некоторые серии «Государственной границы». Нет, каждым своим непростым, умным, и в то же время увлекательным фильмом Живолуб раскрывает фронтир как психологическое пограничье, где человек искушается - жить ли ему жизнью пограничника - стража космоса, или врага (диверсанта, контрабандиста, шпиона), сеещего хаос.
Вот эти фильмы:
ПРАВО НА ВЫСТРЕЛ (1981)
КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА (1982)
ПРИКАЗАНО ВЗЯТЬ ЖИВЫМ (1983)
БАРМЕН ИЗ ЗОЛОТОГО ЯКОРЯ (1986)
КАРПАТСКОЕ ЗОЛОТО (1991)
Два из пяти фильмов цикла Живолуба о русском фронтире стали в свое время лидерами проката. Ленту «Приказано взять живым» посмотрело в 1984 году 21.1 млн. зрителей, а на «Бармена из «Золотого якоря» спустя два года пришло 17,2 млн. человек. Эти фильмы получили и высокие правительственные награды – режиссер дважды становился обладателем Премии КГБ СССР за лучшее произведение в области литературы и искусства за произведения о деятельности органов и войск КГБ СССР.
ПРАВО НА ВЫСТРЕЛ

Пограничный сторожевой корабль, которым командует Алексей Никитин неся патрульную службу, обнаруживает неправомерные действия иностранных рыболоветских судов в наших территориальных водах. Особое подозрение вызывает шхуна "Киеси". Опытный командир разгадывает хитроумные уловки противника и начинает преследовать шхуну. Идет долгая трудная погоня. Ведь "Киеси", замаскированное под краболова разведывательное судно, стало базой подводного пловца-шпиона... В фильме снимался блестящий актерский ансамбль, в котором выделяется конечно исполнитель эпизодической роли легендарный Талгат Нигматулин.

КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА

Фильм рассказывает о приключениях амурского казака Алексея Бутова. Он ушел на фронт в Первую Мировую, был ранен и попал в плен, бежал, учавствовал в революции, воевал в Гражданскую на стороне красных. И вот, наконец-то, в 1923 голу вернулся домой, на Амур. Но здесь все считали его погибшим. Жена Марья не выдержала и вышла за муж за его лучшего друга, у них растет дочь, а родной сын не признает в нем отца. Бутову надо как-то жить дальше и он решает защищать границы от набегов китайцев и орудующей в этих местах недобитой белогвардейской банды. Станичники из уважения перед боевыми заслугами выбрали Алексея своим вожаком. Организовав восстановление пограничной вышки, Бутов возглавляет борьбу за Советы на востоке страны... Блестящая актерская работа Борислава Брондукова и музы режиссера Анны Твеленевой (на фото она с Николаем Еременко-младшим в другом фильме Живолуба – потрясающей мелодраме «Я буду ждать»).

ПРИКАЗАНО ВЗЯТЬ ЖИВЫМ

К начальнику пограничной заставы старшему лейтенанту Астахову, потомственному пограничнику, приезжает жена. Молодая женщина даже не подозревает, насколько опасна и трудна служба ее любимого мужа. Ведь на границе постоянно надо быть на чеку. Каждый день на заставе что-нибудь происходит. Сначала границу перешла женщина с ребенком. Потом - некий Спиридон Долидзе, счетавшийся погибшим еще в 1942 году. А теперь под покровом ночи на черном дельтаплане границу перелетает шпион. Миллионы зрителей с замеранием сердца следили, как любимица всей страны Александра Яковлева-Аасмяэ в роли жена Астахова задерживает опасного шпиона под музыку Евгения Крылатова. Роль в этом фильме стала первой работой в кино Сергея Маковецкого. Как любит вспоминать актер, работали все очень дружно и самоотверженно.

БАРМЕН ИЗ “ЗОЛОТОГО ЯКОРЯ”

В этой работе наиболее ярко раскрыто понимание Живолубом психологической сути русского фронтира. Судьбы двух школьных товарищей сложились по-разному: один стал офицером пограничных войск, а другой устроился барменом в ресторане портового города Приморска и оказался втянутым в операцию, тщательно разработанную иностранной разведкой. Бармен портового ресторана присвоил себе бумажник с крупной суммой валюты, «случайно оброненной» в его машине членом команды иностранного судна, после чего попал в разработку западных спецслужб. О степени морального разложения бармена и его подруги можно судить по их непреодолимому желанию посетить концерт знаменитой поп-группы (в фильме играет группа "Машина времени" и звучит песня "Оторвись от забот, пусть тебе повезет"). Зритель, как и герои умело поставлен режиссером в ситуацию выбора между порочной чувственностью Татьяны Догилевой и обаянием невинности Натальи Вавиловой.

КАРПАТСКОЕ ЗОЛОТО

Фильм рассказывает о трагических событиях, происходивших в послевоенных Карпатах. Сложная судьба постигла главного героя ленты - молодого лесничего Крапивича, служившего в войсках СС, а потом в ОУН. Конец 40-х. В НКВД поступает шифровка: группа немецких диверсантов ищет карпатское золото. С целью опередить врага чекисты вербуют лесничего. Вместе с чекисткой Ольгой они должны, якобы, искать место для вырубки леса. На самом деле перед Крапивичем поставлена задача охранять Ольгу, которая собирает информацию о действиях немецкой группы диверсантов, оставляемую в тайниках отрядом преследования, и ищет золото... В фильме взошла актерская звезда Евгения Миронова.

«Карпатское золото» стало последним фильмом из серии о русском фронтире. Спустя год русский фронтир сьежился как шагреневая кожа, а фильмы Живолуба исчезли из наших кинотеатров. Но новое время – время возрождения России - принесло сразу две хорошие новости. В прошлом году возродилась премия ФСБ в области литературы и кино, а новый фильм режиссера Живолуба был включен в творческий план студии Горького. Как следует из пресс-релиза самой киностудии фильм с рабочим названием “Встретимся на границе ” раскажет «о работе российских пограничников и таможни с наркобизнесом». Остается только пожелать Виктору Николаевичу здоровья и творческого долголетия и ждать новой волнующей встречи с певцом русского фронтира.

Comments 
6th-Aug-2007 04:34 pm (UTC)
Приятный во всех отношениях отзыв.К сожалению не разделяю Ваших восторгов.Ибо считаю,что очень многие фильмы, а так же вышеприведенные, грешат непоследовательностью сюжета и зажатостью изложения."Карпатское золото" вообще не разобрать,если смотришь фильм без предварительной подготовки или без "товарища",находящегося рядом.Мое личное впечатление,что фильм был неоднократно правлен и резан.Напр.эпизод с Мироновым и непонятной девушкой-колдуньей там для чего?Экзотикс?
А актеры как всегда ВЕЛИКОЛЕПНЫ...в эпизодах.
7th-Aug-2007 10:44 am (UTC)
Согласна с Вами в том что "Карпатское золото" явно подвергалось переделке походу съемок. Полагаю, на режиссера повлияло время съемки - когда раздвигались границы возможного. Явно в съемочном процессе произошел сдвиг от классического закарпатского пограничного эпоса (наподобие классического детектива "Над Тиссой") в сторону политико-мистического триллера (дань конъюнктуре конца 80-х - начала 90-х. А о прекрассных российских актерах - королях эпизода - нужно писать отдельно!
7th-Aug-2007 10:21 am (UTC)
>привносящим в жанр психологизм, отсутствоваший у картонных персонажей Джона Уэйна и ему подобных.

Вы много фильмов с Уэйном видели-то? Картонный... Да он живее всех тухлых Дастинов Хоффманов вместе взятых.
7th-Aug-2007 10:49 am (UTC)
Я всетаки считаю Уэйна образцом этакого "вечного ковбоя". Когда такая маска прирастает, образы становятся ходульными. Не считаю Дастина Хоффмана каким-то невероятным актером, но вот когда он проиграл Оскара за Полуночного ковбоя именно Уэйну - за невероятно нудную Истинную доблесть, думаю это было несправделиво.
8th-Aug-2007 06:01 am (UTC)
>но вот когда он проиграл Оскара за Полуночного ковбоя именно Уэйну - за невероятно нудную Истинную доблесть, думаю это было несправделиво.

Наоборот - редкий пример, когда Оскара дали за дело, а не за нервные тики.

>Я всетаки считаю Уэйна образцом этакого "вечного ковбоя".

За то мы его и любим.

>Когда такая маска прирастает, образы становятся ходульными.

А это не маска. Это у характерных актеров вроде Хоффмана маска, а Уэйн - звезда.
8th-Aug-2007 06:24 am (UTC)
Да это понятно - зрители долгие годы ничего и не ждали от Уэйна как от актера. Достаточно было, что Форд снова и снова преподносил им образ Великой американской мечты. В этом есть своеобразное удовольствие от кино. Но помоему мнению Живолуб преодолел именно эту тенденцию, сделал кино о фронтире непредсказуемым, психологичным. Суть его метода - в развитии образа втечение фильма. как, например, борющийся с собой и со своим инкубом герой Ростоцкого в Бармене из Золотого якоря.
8th-Aug-2007 08:51 am (UTC)
Да нет, с тем, что Живолюб крут не меньше Форда, я не спорю. Я к тому, что фигура Уэйна не картонная, он понокровный, живой символ метафизического размаха. Сопоставление его работы и работ, скажем, безусловно талантливого Ростоцкого (кумира моего дества, безвременно ушедшего, к сожалению), просто несопоставимо, это разные явления. Я уж не говорю про Хоффмана.

Спасибо, кстати, за инфо о фильме про шпиона на чорном дельтаплане. Я как раз его недавно в коммьюнити где-то вспоминал, мечтаю с детства пересмотреть.
8th-Aug-2007 11:29 am (UTC)
Конечно, о статусе Уэйна в истории кино глупо было бы спорить. Ясно, что это не Хоффман, с оценкой которого Вами я согласна - не являюсь поклонницей его таланта. А Ростоцкий на глазах вырастал в фигуру большого размаха - и ведь это не единственнная его роль в фильмах о фронтире. Вспомните потрясающе сыгранного им Бахтеева в "Перехвате" - я об этом немножко упоминаю в своем следующем посте. Жалко, что так безжалостна судьба...
а шпион на черном дельтаплане - это невероятно фактурный Арнис Лицитис, по счастью здравствующий. смотреть на него одно удовольствие :-)
18th-Feb-2014 10:02 pm (UTC)
Кстати, "Я буду ждать" забыли, хотя это, конечно, по-Вашему не "фронтир". Как раз счас вот смотрю (доселе не видел). По-моему - очень даже. В отличие от шаблонных "Бармена" и "Приказа" (оба видел давно, в детстве, да и вот что-то пересматривать как-то не тянет, хотя Ростоцкого очень тогда любил). Супергерой, ёшкинкот.

Искал что-нть по режиссёру - забрёл сюды.

> Классик российского кинематографа

Отнюдь. Советского - да. Сейчас кинематограф несколько иной, и В/П кино совсем не такое, что было, даже у тех же , кто был на той "патриотической" волне. Например Туманишвили.
Вот его, тогдашнего - пересматривать горазд. Чистой воды экшн, без примесей, философствований, герой = Герой, злодей = Злодей, действо = Действо!, что ещё мальчикам всех возрастов надо? :)

> Вспомните потрясающе сыгранного им Бахтеева в "Перехвате"

Вот ничего потрясающего там имхо и нет. Как нет и во "Внимание, всем постам!". Пришёл, увидел, победил. Не то кино, чтоб драматизмом блистать.

То же самое можно сказать и про вышеупомянутого Дустина Хоффмана. Давеча глянул одним глазком "Джон и Мэри" - и то ли сыграно великолепно, то ли сценарий ого-го, то ли режиссёр гений (что сомнительно, его же "Бездна" - проходняк имхо), то ли миа Фэрроу ослепительна как всегда, но их дуэт выше всяких похвал. Вот не помню, видел ли Уэйна где-то, но часто бывает, что заданное извне амплуа может сыграть дурную шутку с ч-ком. Как с ростоцким - в каких кИнах он раскрылся как драм.актёр? Либо супермен либо царь-николай. Может Я не видел, просто...

Не фанат Хофмана, но часто бывает, что какой-нть супер-шварцнеггер вдруг оказывается вполне себе неплохим комедиантом, а супер-сталлоне таким же драматических актёром. Не гением, но вполне себе.

Кка повезёт

Edited at 2014-02-18 10:22 pm (UTC)
7th-Jan-2016 03:19 am (UTC)
люблю его фильмы. Наверно, ностальгия по тому времени. Были хорошие, крепкие боевики, снятые разными нежиссерами, Виктор Николаевич один из них. Жаль, техническая сторона записи хромает, качество плёнок "Свема" просто .....
This page was loaded Nov 20th 2018, 7:30 pm GMT.