ong30 (ong30) wrote in ru_kino,
ong30
ong30
ru_kino

Categories:

Magnolia-Магнолия (1999)


Как известно, самым значительным фильмом конца прошлого века – после «Криминального чтива», естественно, – является шедевр режиссера и сценариста Пола Андерсона «Магнолия». К сожалению, этим очевидным фактом прониклись пока далеко не все. Некоторые о шедевральной картине просто не слышали (или услышали как-то неправильно и посмотрели «Стальные магнолии» - что, естественно, совсем не то). Ряд товарищей фильм смотрели, но ряд моментов в нем остались для них неясными. Тешу себя надеждой, что для второй категории может оказаться небесполезным краткий FAQ по фильму. Содержит спойлеры – поэтому не смотревших призываю сначала восполнить пробел и ознакомиться с творением Андерсона. Совершенно искренне утверждаю, что оно на голову выше 99% снятых, скажем, в прошлом году фильмов.

1. У меня вопрос! А почему фильм называется «Магнолия»? Не видно там никаких магнолий…
Ответ. Во-первых, если хорошенько присмотреться, то видно. Видно причем почти в каждой сцене – или на стене картинка или еще где этот цветок изображен.
Во-вторых, все события фильма происходят в районе бульвара Магнолий в Лос-Анджелесе. Кроме того, если кто видел (а кто не видел – специально для них Андерсон «Жалкий» собственноручно задизайнил постеры и обложечки для DVD), у магнолии – много-много лепестков, сходящихся в одной точке. Каждый из лепестков – один из многочисленных персонажей фильма, судьба и поступки которых пересекаются и по большей части связаны с сердцевиной – умирающим Эрлом Партриджем. Еще - магнолия один из немногих цветков, которые могут успешно выдерживать сильные ливни (на обложке диска можно, кстати, увидеть капли дождя на лепестках) – именно такой необычный и сильный ливень и произошел в конце фильма.
Кроме того, внимательно читая книжки Чарльза Форта, оказавшие на Андерсона огромное влияние, режиссер (он же одновременно и сценарист) почерпнул информацию о загадочном месте Магонии, где и происходят странные вещи типа необычных дождей и куда попадают пропавшие в море корабли.
Ну а лично я сильно подозреваю, что название фильм получил случайно – сам Андерсон говорит, что начал задумываться об этом в самом конце написания сценария. Так что полагаю, – и это вполне соответствует духу картины – название просто взято «с потолка», «потому что так получилось».

2. Вопрос: А про что собственно фильм?
Ответ. Это каждый для себя решает сам. Когда Андерсона попросили выразить основную идею фильма, он ответил просто: Be nice to your kids.

3. Дождь из лягушек – что за хрень? Не улавливаю его предназначения…
Ответ. На протяжении всего фильма постоянно встречается комбинация цифр 8 и 2. Это – отсыл к строфе 8:2 из библейского «Исхода» (Вторая книга Моисеева)– «… если же ты не согласишься отпустить [евреев, чтобы те совершили служение Господу], то Я поражаю всю область твою жабами!». В принципе, здесь может содержаться ключ к более глубокому пониманию картины. Если рассматривать происходящее в картине под этим углом, то можно увидеть следующее:
Клодиа – призналась Карингу в своих грехах и позволила матери прийти и помочь ей. Итог – получила шанс на новую жизнь.
Роуз – как только убедилась в том, что муж растлевал дочь, ушла от него, чтобы помочь Клодии.
Линда – призналась, что вышла за Эрла только из-за денег, решила искупить это самоубийством, но была спасена.
Эрл – признался, что Лилли была его единственной любовью, а он совершил непоправимый грех, когда изменял ей, а потом бросил ее умирать одну. В итоге отошел в верхнюю тундру безболезненно, находясь под кайфом от морфина.
Фрэнк – в конце концов простил отца.
Донни – признался в любви бармену, устыдился и вернул краденые деньги. Итог – хотя был пойман, но затем отпущен полицейским.
Каринг – простил Донни и, вопреки формальным правилам, отпустил его, за что был вознагражден небом находкой утерянного пистолета.
Единственный, кто не раскаялся – Гейтор, отважно пиздевший жене, что не помнит точно, приставал он к дочери или нет (это, кстати, как так «не помню» – довольно жалкая отмазка). Он и был покаран жабами, хоть и не напрямую: падающая лягуха отвела пулю от головы Гейтора (по словам Андерсона, это была бы чересчур легкая смерть) и он погиб от пожара, вызванного разбитым телевизором.
С другой стороны, Глист, а также мудаковатый папашка обоссавшегося вундеркинда грехов своих не признали, но четвертую казнь египетскую (лягушачий ливень) благополучно пережили. Плюс сам Андерсен неоднократно говорил, что он узнал о библейском сюжете с жабами уже после написания сценария, в процессе съемок – и, скорее всего, инкорпорировал ссылки на эту пару цифр как напоминание о своей центральной идее – постоянно происходящих в жизни случайностях и совпадениях. В этой связи дождь из лягушек – это, вероятно, своеобразный МакГаффин. Как известно, термин МакГаффин, придуманный Хичкококом, обозначает некий загадочный предмет или явление, суть которого не разъясняется зрителю и который часто служит для отвлечения внимания от других не менее важных событий. Классический МакГаффин – содержимое чемоданчика Марселлоса Уолеса в «Криминальном чтиве». Отмечу в скобках, что, например, содержимое ящичка из «Возвращения» МакГаффином не является – т.к. по моему стойкому убеждению МакГаффин может существовать только в хороших, качественных фильмах, а «Возвращение» - дешевое и убогое дерьмо, неумелый русский закос под глянцевый артхаус, целевая аудитория которого – псевдоинтеллектуалы, глупые экзальтированные девушки и юноши с педерастическими наклонностями. Так вот, в этом смысле дождь из лягушек сам по себе абсолютно не важен. Вместо ливня жаб мог бы случиться град из разводных ключей или внезапно прилетевшая из КНДР баллистическая ракета. Именно дождь и именно из лягушек был выбран потому что режиссер читал про него в книге Ч.Форта (и книга сообщает, что дождь из лягушек действительно случился в 1892 г. в Бирмингеме). Но само это странное событие становится ключевым в фильме. Ведь все персонажи картины до дождя: а) или стремительно проваливаются в полную жопу – Клодия со всё возрастающими дозами кокаина и всё более мерзкими ебарями, Эрл Партридж и Джимми Гейтор, которые мучительно дохнут от рака, Линда Партридж, которая погружается в жесточайшую депрессию, вызванную чувством вины из-за невинного в других контекстах стремления сосать хуи у внебрачных партнеров – или б) капитально застряли в невыносимой позе с защемленными жизненными обстоятельствами яйцами – это прежде всего странноватый полицейский Джим Керинг и два чудо-ребенка, один из которых (бывший вундеркинд и начинающий педераст) безнадежно влюблен в накаченного урода и совсем не имеет денег, а другой настолько не может больше терпеть прагматически-материального отношения к себе со стороны батяни, что уссывается прямо в студии во время прямого эфира (я кстати, полагаю, что с его стороны это был своеобразный бунт). Именно поэтому во время дождя происходит разрозненно-хоровое пение (эту сцену не люблю) хита Эйми Манн с рефреном «it's not going to stop until we wise up» – и для большинства персонажей, стоящих у самой черты, после которой – самый черный пиздец, лягушачий дождь становится катарсисом/актом просветления, во время/после которого кто-то спокойно умирает (Эрл Партридж) или воскресает (Линда Партридж), кто-то получает возможность осуществить самое заветное желание детства – сообщить папе какой он мудак (Фрэнк ТиДжей Маки), а кто-то получает импульс двигаться вперед после волшебным образом произошедшего деликатного извлечения тестикулов из зубов безжалостной жизни (Керинг, дети и Клодия).

4. Вопрос. А кто убил мужика в шкафу?
Ответ. Его убил Глист, отец маленького черножопого рэппера Диксона, который потом спас Линду. Это Диксон пытается втолковать Каррингу, читая свой рэп, а то, что полицейский в него не вьехал, лишь подчеркивает некоторую туповатость Карринга. Кроме того, важна последняя строка в «телеге» Диксона: When the sunshine don't work, the good Lord bring the rain in, которая предваряет и отчасти объясняет основное событие фильма.

5. Вопрос. Ну а пистолет, пистолет-то???
Ответ. Карринг теряет пистолет, когда в него стреляет Глист (отец Диксона). Табельное оружие находит и забирает Диксон. Думаю, что смысл сцены – «приземлить» Карринга, который размечтался о наклевывающемся свиданием с Клодией, и напомнить ему (и всем нам) о тщетности планов, которые строятся человеком. Кроме того, это опять таки подчеркивает тот факт, что Карринг малость лоховат и служит иллюстрацией [спорного] библейского тезиса о том, что именно «…кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтирь, 37:11), а отнюдь не хитрожопые распутные богатеи типа Эрл Партриджа и Гейтора.

6. Все что ли?
Ответ. Ну еще заслуживает упоминания невероятно ироничный факт, что Джимми Гейтор, который признается жене в том, что когда-то он пытался соблазнить собственную дочь, ведет шоу с говорящим названием What do Kids Know.
А еще мне понравилось развитие линии с бывшим вундеркиндом Донни – прямо как из рассказа О’Генри «Дары волхвов» (цепочка для часов и черепаховые гребни). Он крадет деньги, чтобы заплатить за ортодонтические скобки – и окружающие совершенно справедливо указывают на то, что они ему нахрен не нужны. Прикол заключается в том, что во время возврата денег Донни падает рылом на асфальт – и вроде как после этого деньги на ортодонтическую операцию ему становятся реально нужны.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments